Почему нужны новые облачные провайдеры
«Облака» были и остаются мощным драйвером для всего ИТ-рынка. На первый взгляд, предложения в cloud-секторе стали коммодити, то есть без значительных отличий по базовым характеристикам, однако в реальности все интереснее — много важного кроется в деталях. Рассмотрим ситуацию на примере нового провайдера «Облако.ру», который вышел на рынок с предложениями сервисов для бизнес-пользователей и госсектора.
Технологически «облачные» решения были доступны довольно давно. На начальном этапе ими пользовались в основном молодые нишевые компании — стартапы, разработчики — но сейчас ситуация изменилась. Даже крупные корпорации и госсектор оценили, насколько важна скорость cloud-провайдеров в предоставлении сервисов, удобны схемы оплаты «по потребленному», актуальна возможность быстро масштабировать ресурсы, причем как подключать дополнительные, так и отказываться от лишних. Еще недавно традиционные компании на «облака» смотрели скептически и не были готовы вынести за пределы периметра собственной корпоративной инфраструктуры ни приложения, ни данные. Но сейчас препятствий для перехода в «облака» почти не осталось, уверен Александр Хечумов, директор по cloud-продуктам в «Облако.ру». Все поменяла пандемия.
В который раз «Мир никогда не будет прежним»
«Облака» — тренд давний, в котором технологии хорошо проработаны, а возможности известны рынку. Пандемия ковида форсировала ряд трендов в ИТ, но cloud-направлению придала особый импульс. Возникшая из-за локдаунов ситуация вынудила множество бизнесов попробовать «облачные» решения, и результаты компаниям понравились: востребованность «облачных» ресурсов кратно возросла.
Вынужденный массовый переход на удаленную работу привел к тому, что за пределами периметра компании оказалось значительная часть компонентов ИТ-инфраструктуры — тысячи удаленных пользователей, которые со своих домашних ПК продолжали работать с корпоративными приложениями и с данными компании. «Люди научились работать удаленно, используя инструменты совместной работы в облаке», — отмечает господин Хечумов. Понятие периметра стало размыто, что потребовало новых подходов к организации труда и инфобезопасности. Вчерашний кошмар менеджеров и безопасников внезапно стал повседневностью, но компании приспособились к работе в новых реалиях.
Важно, что большинство заказчиков стали спокойно относиться к размещению их инфраструктуры, приложений и данных в «облаке», главное, чтобы были доступны, защищены и обладали приемлемой стоимостью владения. Компании — даже очень консервативные — заинтересовались возможностями современного «облака», осознали его классические преимущества (гибкость, надежность, скорость получения доступа к ресурсам, радикально сокращающая «time to market»), а также общие для «арендной экономики» (например, перевод расходов из CAPEX в OPEX). «У российских заказчиков сегодня наиболее востребованы такие возможности, предоставляемые «облаками», как быстрый старт и быстрое масштабирование, отсутствие капитальных затрат и доступность гибкого управления бюджетом», — резюмирует Александр Хечумов.
Провайдинг — конкурентная среда
Быстрый рост сегмента требует изменений от cloud-провайдеров, которым надо как масштабировать свои инфраструктуры, так и разворачивать новые сервисы, востребованные клиентами из корпоративного и государственного секторов. В таких условиях выйти на национальный «облачный» рынок можно, только обладая эталонным набором сервисов с гарантированным качеством. Это и было сделано провайдером «Облако.ру», особенности которого мы рассмотрим. Забегая вперед, отметим, что у него есть и уникальные возможности, способные стать «killer features» даже в условиях современного высококонкурентного сегмента. Широкопрофильный cloud-провайдер «Облако.ру» может размещать данные, приложения и виртуализированную инфраструктуру своих клиентов на собственной инфраструктуре в дата-центре, а может практиковать гибридные форматы. Клиентам провайдер предоставляет широкий набор сервисов — причем по привлекательным ценам — однако прежде, чем рассмотреть предложения, поговорим о важных моментах, которые в предложении не указаны, но подразумеваются.
Надежность как «must have»
«Облако.ру» располагает дата-центром, который расположен в РФ и сертифицирован по стандарту Tier III Operational Sustainability — Gold. Сертификация по уровню отказоустойчивости платформы гарантирует доступность сервисов в 99,982% и допустимое время простоя не более 1 часа 36 минут за год. Параметры доступности/отказоустойчивости у провайдера подтверждены финансовой гарантией «Облака.ру».
Очевидно, что далеко не каждая компания способна самостоятельно обеспечить такой уровень надежности для своей инфраструктуры, размещенной «on premise». Это требует, например, двойного подключения к питанию и телеком-провайдерам (причем кабели должны физически подходить с разных сторон здания!), наличия ИБП и дизель-генераторов на случай блэкаута, мощной системы теплоотвода и т.д.
Возможность легко создавать мультиоблачные решения повышает надежность корпоративной инфраструктуры и обеспечивает непрерывность бизнеса. Размещая компоненты своей инфраструктуры у разных cloud-провайдеров, при необходимости создавая дублирование и резервирование или снижая время на восстановление, заказчик может легко и просто обеспечивать нужный уровень устойчивости, который при традиционном подходе потребовал бы огромных затрат.
Надежность инфраструктуры, получаемая при переходе на размещение «on cloud», — крайне важная мотивация, но не единственная. При таком подходе можно получить, например, и ряд сертификатов о соответствии компонентов ИТ-инфраструктуры современным требованиям российских регуляторов.
Сертификаты как «бонус»
В ряде случаев параметры, получаемые «в нагрузку» к cloud-сервисам, для заказчиков могут стать решающим аргументом для перехода в «облако». Например, деятельность многих компаний требует сертификатов для ИТ-инфраструктуры, получение которых традиционным способом — процесс небыстрый и требующий как технической подготовки, так и юридических знаний, а также ряда организационных «ноу-хау».
Многие сертификаты можно получить легко и просто вместе с «облачными» сервисами. Инфраструктура, используемая для предоставления услуг «Облако.ру», полностью соответствует требованиям 152-ФЗ «О персональных данных», а обеспеченный уровень защищенности — первый, самый высокий (УЗ-1) — позволяет хранить, в том числе, биометрические и медицинские данные.
Удобство повседневной работы
Создать спектр востребованных функциональных услуг необходимо, но в современных условиях недостаточно. Клиентам нужны возможности быстрого доступа к настройкам сервисов, чтобы можно было самостоятельно оперативно переключать форматы тарификации, выбирая авансовую или постоплату, а также почасовую модель (Pay As You Go). «Облако.ру» представляет портал самообслуживания, инструмент для заказа услуг, получения данных биллинга, отчетности и аналитики потребления. Также клиентам доступен сервисный портал, где размещены подробные инструкции по услугам и сервисам, а также база знаний и многое другое.
Команда, создавшая «Облако.ру», ранее участвовала в построении и развитии крупнейших «облачных» провайдеров страны, а поэтому, как видно, обладает опытом по взаимодействию с клиентами. Провайдер активно внедряет «best practices», предлагая тарификацию, продуктовую линейку предложений и спектр услуг, которые сбалансированы в соответствии с потребностями клиентов, а также обеспечивает максимально удобные возможности по доступу к своим сервисам.
«Джентльменский набор», доступный сейчас
Два наиболее универсальных сервиса, предоставляемых cloud-провайдерами, — публичное и частное «облака». Оба предложения ориентированы на клиентов с высокими требованиями к надежности и безопасности, в случае с частным «облаком», разумеется, более тонко реализуют индивидуальный подход, обеспечивая в полном соответствии с потребностями заказчика уровни защиты и схемы управление данными.
Доступные сервисы в «облаке»: базы данных, решения для контейнерных вычислений, виртуальные машины, платформы для организации совместной работы с приложениями и файлами, прикладные системы (например, 1C, решения для «машинного обучения») и другие. Есть нишевые предложения, например, по хранению данных или резервному копированию.
Учитывая, что современные заказчики часто строят гибридные инфраструктуры для своих ИТ-решений, у «Облако.ру» включены в штатные предложения дополнительные схемы. Если некоторым клиентам нужно «приземлить» приложения и данные в своем офисе — нет проблем: можно физически вынести «железо» cloud-провайдера к клиенту. По желанию можно применить и более сложные схемы, например оборудование заказчика вывести во внешний дата-центр. Коллокацию «Облако.ру» предлагает с возможностью размещения серверных стоек как в своем ЦОДе, так и других столичных дата-центрах, также обладающих сертификацией на уровне Tier III. Особо приятно, что данный сервис вместе с перечисленными выше доступен в режиме «одного окна».
Однако в современных условиях заказчикам часто нужно законченное решение. Соединение «облачных» сервисов в интеграционном проекте несколько больше, чем задача cloud-провайдера, но «Облако.ру» может сделать и это, действуя вместе с партнерами и коллегами по ГКС. Заметим, что в задачах интеграции приходится создавать гибридные решения, «сшивая» cloud-ресурсы с различными legacy-системами, которые часто встречаются у корпоративных клиентов. Это задачи для провайдеров нового типа, способных обеспечить как сервисы, так и интеграционные решения.
«Облако» + интеграция
Переход в «on cloud» с «on premise» лучше сочетать с рядом изменений, которые адаптируют инфраструктуру заказчика к новой платформе, сделают работу приложений быстрей и стабильней с учетом особенностей «облачной» архитектуры. Иногда задача сводится к обычной миграции в «облако», иногда, как мы отмечали выше, приходится создавать гибридные решения, а иногда погружаться в задачи клиента, «распиливая» монолиты на микросервисы, переписывая системы «с нуля» или внедряя и адаптируя готовые решения вместо утративших актуальность legacy-систем.
В данном случае оказывается важно, что «Облако.ру» является продуктом компании ГКС, входящей в крупнейший российский холдинг — «Национальную компьютерную корпорацию» (НКК). И в ГКС входят компании, способные реализовать интеграционные проекты любой степени сложности, оказать услуги консалтинга, обеспечить поставку программных продуктов и аппаратного обеспечения, в том числе собственного производства.
От «облачного» провайдера сегодня ждут готовности к гибкой работе с заказчиком и наличия соответствующего опыта. Локальные гиперскейлеры поставляют сбалансированные решения, но похожие на «комплексные обеды», однако клиенту нужна дополнительная гибкость, которую крупные cloud-провайдеры обеспечивать не готовы. Развитие рынка делает невозможным диктат продавца, принцип «бери или уходи» больше не работает. Рынку нужны поставщики услуг из «облаков», которые могут обеспечить сервисы в комплексе — продуктовые и интеграционные. Вот тут на авансцену выходят cloud-провайдеры, способные, с одной стороны, предоставить услуги с нужным уровнем надежности и масштабирования, с другой — обладающие «интегрированностью с интеграторами», а поэтому готовые решать задачи бизнеса как для миграции в «облако», так для развития инфраструктуры заказчиков в условиях нового ИТ-ландшафта.
Развитие продолжается
«Облачный» рынок продолжает развитие, сообразно трендам планирует изменение и «Облако.ру». Прежде всего, это запуск собственных PaaS- и SaaS-продуктов, а «Secure as a Service» (вплоть до получения из cloud-ресурса SOC), также сервисов для работы с большими данными (в том числе, с высокопроизводительными вычислениями, доступными в «облаке») и упрощающими работу с cloud-ресурсами инструментов для реализации подхода «сloud as a сode». Будет идти развитие технологических инструментов. «AI, ML, Serverless и прочие современные направления в «облаке» — будущее развития cloud-услуг в России, — отмечает директор по cloud-продуктам в «Облако.ру». — Спрос растет, интерес подогревают лидеры рынка».
Одним из драйверов национального рынка Александр Хечумов видит отраслевые решения, одно из которых готовит «Облако.ру». В будущем году компания запустит «облачный кластер», пригодный для задач импортозамещения — он будет построен на оборудовании, включенном в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции Минпромторга России, и будет работать под соответствующим отечественным ПО. Наличие такого инструмента радикально сократит разворачивания в «облаке» внедрения государственных информационных систем и сервисов.
Читать статью полностью на CNews.